Версия для
слабовидящих

Александр Романович Беляев

Александр Романович Беляев (1884 – 1942 гг.) - русский и советский писатель-фантаст, репортёр и журналист, адвокат. Один из основоположников советской научно-фантастической литературы, первый из советских писателей, целиком посвятивший себя этому жанру.
«Русский Жюль Верн», «писатель-пророк» – этими и другими эпитетами называли Александра Беляева, человека, сумевшего предугадать многое из того, что появится в далёком будущем. В его книгах есть акваланг и орбитальная станция, о которых в те годы никто и не слышал. Он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, то, какого прогресса достигло современное общество, и на пороге каких открытий находится человечество.

Родился Александр Беляев 4 марта (16-го по новому стилю) 1884 года в Смоленске. Его отец – Роман Беляев, православный священник, служил настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Маму будущего писателя звали Наталья Беляева, она занималась домом и детьми, которых вместе с Сашей было трое. Дочь Нина скончалась от саркомы ещё в детстве, сына Василия не стало гораздо позже, он утонул во время катания на лодке. На тот момент он уже учился в ветеринарном институте.

Средний ребёнок Беляевых был самым активным, за что дома его прозвали Царевичем-непоседой. Саша развлекал себя играми во фруктовом саду и на речке и постоянно придумывал себе развлечения. Так, например, он постоянно разыгрывал няню, соседей, одноклассников и учителей, забирался в подвалы, пещеры и однажды даже залез в заколоченную церковь. Эти игры далеко не всегда были безопасны для здоровья. Мальчик бесстрашно скакал на неоседланной лошади и неоднократно с неё падал на большой скорости, прыгал с крыши сарая с простынёй-парашютом и соломенными крыльями, а однажды, пытаясь сделать «солнышко» на качелях, он сорвался, упал лицом вниз и ушиб глаз, который после лечения свинцовыми примочками стал хуже видеть.

Увлекало его и искусство: Саша мог часами играть на скрипке, действуя на нервы домашним. Причём вдохновение могло найти на него даже за полночь. Ещё одной его страстью был театр. Став школьником, Саша начал устраивать домашние представления, вовлекая в спектакли родных и двоюродных братьев и сестёр. На таких семейных вечерах были также музыкальные концерты и игры в шарады. Интересовался он и фотографией — корчил гримасы на камеру и как-то раз придумал сделать снимок головы на блюде (возможно, эта идея потом легла в замысел произведения «Голова профессора Доуэля»).

Отец настоял на том, чтобы Александр учился в духовном училище. С 1895 года он продолжил своё обучение в Смоленской духовной семинарии, которую окончил в 1901 году. Священником он так и не стал, наоборот, вышел из её стен убеждённым атеистом.

Александр Беляев был очень увлекающимся человеком. Ему нравилась фотография, живопись и языки. Молодой человек учил эсперанто, много читал, выходил на сцену театра. Любимый жанр А. Беляева – приключенческие романы, любимый автор – Жюль Верн. Александр восхищался героями его романов, мечтал быть хоть чем-то похожим на них. Юноша мечтал летать, и предпринимал множество попыток к осуществлению этой мечты. Он не побоялся прыгнуть с крыши с парашютом, созданным своими руками, потом с зонтом или с привязанными к рукам вениками. Во время одного из таких экспериментов, Саша упал с крыши и сильно повредил спину. Эта травма серьёзно сказалась на его последующей жизни, с 35-ти лет у него постоянно болела повреждённая спина, он по нескольку месяцев был парализован.

Вопреки пожеланиям отца, в июне 1902 года А. Беляев стал студентом Демидовского юридического лицея в Ярославле. В год окончания семинарии он изобрёл стереоскопический проекционный фонарь, который действовал отлично, но его творении знали только друзья да близкие. Лишь двадцать лет спустя проектор аналогичной конструкции был изобретён и запатентован в США. Диплом об окончании юридического лицея Александр Беляев получил в 1909 году. К тому времени отца уже не было в живых (умер в апреле 1905 года), и ему пришлось взять на себя обязанности по содержанию семьи. Он подрабатывал оформлением театральных декораций, игрой на скрипке в оркестре при цирке Труцци. Спустя некоторое время молодой человек стал частным поверенным, вёл юридическую практику, которая, по его воспоминаниям, абсолютно его не вдохновляла.

В 22 года Александр делает первые шаги в литературе. В семейных архивах сохранилась фотография, на которой он сидит на крыльце с крестьянами и детьми, а в руке держит блокнот. Снимок этот был сделан, когда А. Беляев работал в газете «Смоленский вестник» и писал заметку о жизни рабочих Хлудовской фабрики.

Александр не отказывался от участия в любительских спектаклях. Он перевоплотился в Торцова из постановки «Бедность не порок», потом стал Карандышевым в пьесе «Бесприданница», затем сыграл Любина в спектакле «Провинциалка» по Ивану Тургеневу и Астрова в «Дяде Ване» по Чехову. Однажды в Смоленск приехал на гастроли театр Станиславского. Режиссёру очень понравилась игра Беляева, и он предложил молодому человеку перейти к ним в театр. Но Александр ответил отказом.

В тридцать пять лет у Александра Беляева диагностировали туберкулёз позвоночника – результат детской травмы. Беляев оказывается на 6 лет прикованным к постели, первые три из которых он практически неподвижно лежал в гипсе. Последующие три года ему пришлось провести в специальном корсете, но ходить он уже мог. Не поддаваясь отчаянию, он занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал, в том числе и произведения Жюля Верна, любимого им с детства. Увлёкся Гербертом Уэллсом и Константином Циолковским. Реабилитационный период провёл в Ялте, куда он приехал вместе с мамой. Именно в Крыму он начал писать стихи.

Победив болезнь, Александр в 1922 году возвращается к полноценной жизни — служит инспектором по делам несовершеннолетних, работает воспитателем, а потом и заведующим в Ялтинской школе-интернате, затем — в канцелярии уголовного розыска, числясь в штате младшим милиционером. В качестве сыщика Беляев проявил себя с самой лучшей стороны. Например, им была создана фотолаборатория с картотекой, помогавшая раскрывать самые запутанные дела. Так же он читал курсантам лекции по административному и уголовному праву, был «приватным» консультантом. Однако, нагрузка в угрозыске была слишком велика и Александру пришлось перейти на должность библиотекаря.

Жизнь в Ялте оказалась невероятно трудной, поэтому А. Беляев с семьей переселяется в столицу. По приезду он вплотную занялся литературой, его рассказы в жанре научной фантастики публиковались в журналах «Знание – сила», «Вокруг света», «Всемирный следопыт». Именно на страницах последнего из них был напечатан рассказ под названием «Голова профессора Доуэля». Через некоторое время писатель-фантаст дополнил своё произведение и выпустил его романом. Он писал, что медицина шагнула вперёд, хирургия развивается быстрыми темпами, поэтому он решил переделать рассказ в роман, и, опираясь на научную основу, сделать произведение ещё более фантастичным. Это произведение положило начало целой эпохе фантастики Александра Беляева.

На протяжении последующих трёх лет писатель опубликовал ещё несколько своих произведений – «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Борьба в эфире». Александр Беляев никогда не подписывался своим именем, под каждым произведением стояли псевдонимы – Арбел, А. Ром, А. Романович, А.Р.Б., А. Роме, Б. Р-нъ.

В 1928-м из печати вышло самое популярное произведение Александра Беляева – роман «Человек-амфибия». Из воспоминаний супруги писателя стало известно, что вдохновило А. Беляева на написание этого романа. Однажды он прочёл заметку в газете о докторе из Буэнос-Айреса, который экспериментировал с людьми и животными, причём незаконно. Источником вдохновения для писателя стали и произведения его коллег-предшественников. А. Беляев прочёл работу писателя из Франции Жана де ля Ира под названием «Иктанэр и Моизетта», а также произведение «Человек-рыба», написанное неизвестным русским автором. «Человек-амфибия» А. Беляева получила большую популярность, её два раза издавали отдельным изданием, спустя год выпустили ещё раз.

Герберт Уэллс писал Беляеву, что с большим удовольствием прочитал два его великолепных романа. Известный писатель подчеркнул, что они очень отличаются от тех, которые изданы на западе, и что он завидует успеху своего коллеги. Он также отметил, что современная научно-фантастическая литература переполнена беспочвенными фантазиями, а вот мыслей в ней практически нет.

В 30-х годах писатель серьезно увлёкся изучением космоса. Среди его друзей появились люди, участвовавшие в изучении реактивного движения и сотрудники, работавшие под началом инженера Фридриха Цандера. А. Беляев зачитывался трудами К. Циолковского, которые и натолкнули его на мысль написать роман «Воздушный корабль». После прочтения в 1934-м этого романа, К. Циолковский сказал, что он написан очень остроумно и очень научно, как для фантастики. Он выразил признательность писателю за доставленное удовольствие от прочитанной книги.

Это письмо стало началом постоянной переписки Беляева и Циолковского. Во время пребывания в Евпатории, куда писатель отправился на лечение, он сообщил Циолковскому, что собирается начать работу над новым романом под названием «Вторая Луна». Но в сентябре 1935-го Циолковский умер, и переписка прервалась. В 1936-м на страницах журнала «Вокруг света» был опубликован новый роман Беляева «Звезда КЭЦ», который писатель посвятил памяти великого изобретателя. КЭЦ – это Константин Эдуардович Циолковский.

Перед самой Великой Отечественной войной было опубликовано последнее прижизненное произведение автора – роман «Ариэль», в основе которого воплотилась мечта писателя о полётах.

После начала Великой Отечественной войны многие жители г.Пушкина эвакуировались. Беляевы остались, потому что Александру недавно сделали операцию. Из дома он не выходил, у него хватало сил только умыться и поесть. Известный писатель-фантаст умер 6 января 1942 года. Немцы оккупировали город, начался голод, которого писатель не вынес. Местом упокоения Александра Беляева стала братская могила, где похоронены и другие жители г.Пушкина.

Жену и дочь писателя немцы угнали в Германию. Они находились в плену в разных лагерях, пока в мае 1945-го их не освободили войска Красной Армии. После победы женщин сослали в Западную Сибирь, где они пробыли 11 лет. Дочь писателя так замуж и не вышла.

Избранные произведения:

  • «Голова профессора Доуэля» 
  • «Остров погибших кораблей» 
  • «Последний человек из Атлантиды» 
  • «Властелин мира» 
  • «Человек-амфибия» 
  • «Продавец воздуха» 
  • «Человек, потерявший лицо» 
  • «Подводные земледельцы» 
  • «Прыжок в ничто» «Воздушный корабль» 
  • «Чудесное око» 
  • «Звезда КЭЦ» 
  • «Небесный гость» 
  • «Лаборатория Дубльвэ» 
  • «Человек, нашедший своё лицо» 
  • «Ариэль» «Сезам, откройся!!!» 
  • «Светопреставление» 
  • «Легко ли быть раком?» 
  • «Нетленный мир» 
  • «Мистер Смех» 
  • «Невидимый свет» 
  • «Изобретения профессора Вагнера» 
  • «Вечный хлеб» 
  • «Золотая гора» 
  • «Ни жизнь, ни смерть» 
  • «Белый дикарь» 
  • «Охота на Большую Медведицу»

Память:

Литературная премия имени Александра Беляева

Бюст А.Р. Беляева, г. Смоленск

Мемориальные доски:

г. Смоленск

г. Пушкин, Санкт - Петербург

В филателии:

В 2009 году почта России выпустила художественный маркированный конверт с оригинальной почтовой маркой, посвящённой Александру Беляеву.

Аудиокниги по произведениям А.Р. Беляева:

https://knigavuhe.org/author/aleksandr-beljaev/3/

Экранизации по произведениям А.Р. Беляева:

https://web.archive.org/web/20200123031444/https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Экранизации_произведений_Александра_Беляева

Книги А.Р. Беляева разных лет изданий:

Полезные ссылки:

https://www.culture.ru/persons/9510/aleksandr-belyaev
https://prodetlit.ru/index.php/Беляев_Александр_Романович
https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post411192972/
https://archivsf.narod.ru/1884/aleksander_belyaev/