История почтовой марки
Почтовая марка — специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом).
В 2018 году исполняется 160 лет выходу первых почтовых марок в нашей стране. Мы предлагаем вам интересные факты из истории почтовых марок и почты в целом.
Официальное всеобщее использование марок на территории России началось 13 января 1858 года. Первая почтовая марка появилась 10 декабря 1857 г. Это была беззубцовая марка достоинством «10 копеек за лот».
Первые русские почтовые марки признаны специалистами в области филателии самыми красивыми двухцветными марками в мире.
«Отцом почтовой марки» признан сэр Роуленд Хилл, английский учитель, изобретатель и реформатор. Первые в истории марки, названные «Чёрный пенни», были выпущены 6 мая 1840 года в Великобритании. Марка так называлась, потому что печаталась на черной бумаге и стоила один пенс (мелкая английская монета).
Предшественниками российских марок считают конверты городской почты Санкт-Петербурга, поступившие в обращение в 1845 году. В 1846 году такие же конверты были выпущены для Москвы. Кроме того, петербургские конверты использовались также в Москве, Варшаве и Казани. В 1848 году появились конверты для иногородней почты. Такие конверты назывались штемпельными, потому что на его белой лицевой стороне ставился круглый штемпель (то есть печать) – прообраз будущих почтовых марок. Штемпель санкт-петербургских конвертов был голубого цвета, а московских – красного.
Земские почтовые марки — специальные знаки почтовой оплаты, которые выпускались уездными земствами в Российской империи для оплаты услуг по доставке почтовой корреспонденции между государственными почтовыми отделениями и местными жителями уездов.
История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. История русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.
По скорости доставки корреспонденции российские почтальоны нисколько не уступали своим иноземным коллегам и даже превосходили их. Так, один англичанин, живший в 17 веке, отметил, что ему в Лондон письмо из соседней Шотландии шло 33 дня, а из далекой Москвы всего на 10 дней дольше.
Письма существовали разные. Вот интересный пример.
Более двух тысяч лет назад могущественный персидский царь Дарий решил расправиться с воинственными кочевниками - скифами. Дарий послал скифам гонца с письмом, в котором называл себя владыкой скифов и предложил им сдаться. Ответ был в виде предметного письма, которое состояло из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Царь Дарий решил, что письмо прислано в знак покорности: скифы складывают перед ним оружие, а животные символизируют собой землю воду и небо страны, которую кладут к его ногам. Однако скифы вкладывали в письмо иной смысл: если персы не как птицы не улетят в небо, или, как мыши, не зароются в землю, или, как лягушки, не поскачут в болото, то они будут поражены скифскими стрелами.
Первые почтальоны чаще всего путешествовали пешком, это были выносливые и тренированные люди. Они передвигались на очень большой скорости. Грек Фиддипид так спешил доставить в Афины известие о победе в Марафонской битве в 490 году до нашей эры, что, добежав до родного города, упал замертво лишь успев сообщить о победе. В честь этого подвига проводится марафонские забеги.
Бумажный конверт был придуман сравнительно недавно – в 1820 году. Заслуга в этом принадлежит английскому торговцу бумагой – Брюеру. Он придумал склеивать небольшие пакетики из бумаги, на которых отправители писали координаты адресата. И такой конверт назывался «пакетик мистера Брюера».
На любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от этой обязанности.
Марка это еще и предмет коллекционирования. Собирание марок называется филателией. Некоторые марки представляют собой настоящие произведения искусства. Особенно ценятся марки выпущенные малым тиражом, или бракованные.
Понятие филателия появилось в 1864 году. Его автор один французский любитель почтовых марок. Дословно это понятие можно перевести как «любитель знаков оплаты».
Для определения стоимости марок существуют каталоги. Цены в каталогах вычисляются специалистами после анализа рынка и это приблизительная цена, не дороже которой марку рекомендуется покупать.
Много зависит от качества марки и ее состояния. Если марка негашёная (без штампа), и её никогда не наклеивали (полностью сохранился клей на обратной стороне), у неё правильная геометрическая форма, все зубцы на месте, без царапин и морщин, то стоимость такой марки определяется по каталогу.
Как правило, негашёные марки дороже гашёных, то есть тех, на которых есть почтовый штемпель.
Очень немногие коллекционеры собирают марки только одной страны или одного исторического периода в специализированные альбомы.
Дети начинают с простых тематических коллекций - кошечки, собачки, цветы, автомобили, самолеты, искусство на марках. Потом дети вырастают и их коллекции хоть и не меняют тему, но становятся более изощренными: из фауны остаются только птицы или насекомые, из истории - покорение космоса, из художников - только старые мастера.
Часто собирают марки на тему профессиональной деятельности. Так актёр собирает все о театре, учёный - о достижениях науки.
Тема почты, писем и почтовых марок часто встречается в литературе, но и почтовики не остаются в долгу: литературные герои, писатели - излюбленные сюжеты на почтовых марках, конвертах и открытках.
Ежегодно, начиная с 1956 года, европейские почтовики договорились выпускать в своих странах марку с единым рисунком, что символизировало бы объединённую Европу. С 1974 года рисунки стали разнообразными, но объединённые одной темой.
В 1974 общей темой стала скульптура, 1981 - фольклор, 1985 - музыка, 1989 - детские игры, 1997 - сказки и легенды, 2002 - цирк, 2005 - гастрономия. Если в начале участниками проекта были 6 стран, то в настоящее время их уже около шестидесяти. Сюжетом 2010 года стала Детская литература.
Появление сказочных сюжетов связано со значительным расширением тем, которым стали посвящаться почтовые марки во второй половине XX века. К 1975 году тема сказок присутствовала на 500 марках, выпущенных в разных странах мира.
Особенно много марок на сказочные сюжеты выходит в юбилейные годы великих сказочников — Андерсена, братьев Гримм и др.
Так, в 1985 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Якоба Гримма, свои выпуски посвятили сказкам почтовые ведомства ФРГ, ГДР, Швейцарии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Дании, Финляндии, Люксембурга, Польши и Румынии.
Первая серия из пяти марок, посвящённая сказкам, была издана почтой СССР в 1961 году. Она называлась «Русские народные сказки и сказочные мотивы в литературных произведениях». Позднее было подготовлено ещё две больших серии с иллюстрациями художника Ивана Билибина. На нескольких марках запечатлены мультфильмы, основанные на сказках. Сказки также представлены на некоторых марках, отобразивших художественные произведения палехских мастеров.
Покупая и наклеивая на конверт марки, мы оплачиваем труд тех, кому доверяем свое послание. Письму предстоит преодолеть сотни или тысячи километров. В процессе участвует не только почтальоны, но и грузчики, диспетчеры, машинисты, летчики и многие другие. Поэтому чем больше расстояние и чем сложнее доставить письмо, тем больше марок нужно наклеить на конверт.