Толстой Л.Н. Басни / Л.Н. Толстой; рис. Е.М. Рачёва. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2014. – 16 с.: ил. – (Камешки; вып. 5).
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
— Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу.
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:
— Давай же награду.
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
— Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прогноз по названию.
Задание 2. Чтение вслух всей басни.
Задание 3. Если бы у этой басни не было названия, то какое бы придумал ты? Придумай басне другое название. Работа в командах. Оценить полученные результаты, обсудить названия. Выбрать самое интересное.
Задание 4. Какие чувства вызвала басня? Сформулируй их и запиши.
Задание 5. Найди все знаки препинания в тексте. Как ты думаешь, влияют они на то, как надо читать текст?
Задание 6. Чтение басни вслух учениками по ролям.
Задание 7. Проанализируй характеры героев.
Задание 8. Какие средства выразительности использует автор?
Задание 9. Найдите единственное прилагательное. Что оно характеризует?
Задание 10. Определи, кто и что делает. (Методика выполнения может быть разная: все слова на отдельных карточках и их группировка по ролям; по цвету).
Герои: 1.Волк 2. Журавль.
Действия героев: 1. Подавился. 2. Заскрипел. 3. Подозвал. 4. Вытащил. Говорит. 5. Засунул.
Задание 11. Вставьте пропущенные слова:
_______ волк костью и не мог __________. Он подозвал _________ и сказал:
Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея ______, засунь мне в глотку голову и вытащи_____ : я тебя награжу».
Журавль засунул голову, _______ кость и говорит:
«Давай же ________».
Волк ________ зубами да и говорит:
«Или тебе____ награды, что я тебе голову ____, когда она у меня в зубах была?»
Ребята получают карточки со словами, которые необходимо вставить в текст. Работа в командах. Кто быстрее? Затем оценить скорость и правильность вставленных слов. Сделать вывод, что важна не только скорость, но и правильность выполнения задания, иначе смысл текста будет утерян.
Задание 12. Что значит слово «выперхнуть»? Подбери к этому слову однокоренные слова. Подберите синонимы. Можно работать в командах.
Ответ: выперхнуть -ну, -нешь; сов., перех. прост. кашляя, освободиться от чего-л. попавшего в горло.
Задание 13. Восстанови пословицы. Соедини линиями начало и конец пословицы.
Не плюй в колодец, Добра желаешь Как аукнется, Долг платежом Делать добро неблагодарному |
красен. пригодится воды напиться. всё равно, что лить воду в море добро и делай. так и откликнется. |
Задание 14. Какие еще пословицы и поговорки о взаимопомощи, о долге, о добрых делах, о бескорыстности или корысти ты знаешь? (Работа в командах. Обсуждение результатов.)
Задание 15. Какие выводы из басни можно сделать? Что хотел сказать автор басни? (Помощь нужно оказывать только достойным людям, попавшим в беду, а делая добро, не ожидать благодарности.) Какой вывод ты для себя сделал? Помогаешь ли ты другим? Что означает слово «бескорыстно»? А как на твое добро отвечают те, кому ты сделал добро? Всегда ли мы должны ожидать награду за свою помощь? Что такое благодарность? Сталкивался ли ты с человеческой неблагодарностью? Всегда ли ты благодаришь человека за оказанную услугу? Приведи примеры из жизни.
Задание 16. Какие басни вы ещё знаете? Кто их автор?
Задание 17. Выразите свою оценку басни с помощью одного прилагательного. Старайтесь не повторяться. (Все оценки записываются на доске, а потом обсуждаются и анализируются.)