Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет сайта
Изображения
Межбуквенный интервал:
Виртуальный тур Тел. +7 (4722) 27-53-58

«Дело мастера боится»

Девчонки и мальчишки, гости нашего сайта!

Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку-экскурсию – «Дело мастера боится», по книге Изабеллы Шангиной - «Дело мастера боится. Деревенские профессии и занятия».

Представляем вашему вниманию книгу Изабеллы Шангиной - «Дело мастера боится. Деревенские профессии и занятия» издательства «Речь», которая входит в серию книг «Речь о России». О другой книге из этой серии вы можете почитать здесь

book

В этой книге рассказывается о русских крестьянах и о том, как они трудились на своей земле сто лет тому назад. Во все времена русские люди считали своим главным предназначением на земле занятие хлебопашеством, а земледельческий труд – почетным делом. Землю, на которой работали, крестьяне называли матушкой-землей, а зерно, которым засевали поля, - житом, то есть дающим жизнь. Крестьяне были умелыми земледельцами, определяли, что и когда делать на полях ориентируясь по состоянию деревьев, трав, кустарников, по сухости или влажности земли, по поведению птиц, животных и насекомых.

Наши предки были умелыми и талантливыми. Мужчины могли срубить баньку, вырезать из дерева необходимые предметы, отремонтировать крышу. Женщины умели прясть, ткать, шить, вышивать.

Русские крестьяне с большим уважением относились к любому человеческому труду. Народная поговорка гласила: «Дерево смотри в плодах, а человека в делах». Доброе мнение о хорошем работнике быстро разносилось по окрестностям, к его словам прислушивались. А вот с ленивыми людьми старались дела не иметь. Такое отношение передавалось из поколения в поколение, закреплялось нормами этикета.

Сегодня, благодаря этой книге у вас есть возможность, познакомится мастерами и умельцами русской деревни, узнать об их ремесле, отправиться в увлекательное путешествие на целый век назад.

Самые необычные, на наш взгляд ремесла и профессии, мы представим здесь, а про остальные вы можете прочитать на страницах книги, в нашей библиотеке.

Бороноволок
Так называли мальчика, достигшего 10-13 лет, который помогал отцу подготавливать землю для посева. Его обязанностью было боронование пашни. Это делалось с помощью бороны – четырехугольной рамы с деревянными или металлическими зубьями на одной стороне. Борону волочила по пашне лошадь, а ею управлял, сидя верхом, бороноволок.
Жница
Уборка урожая называлась жатвой, а женщины, которые этим занимались, - жницами, или жнеями. Жнице приходилось работать с раннего утра до позднего вечера, ведь если не убрать зерно вовремя, оно начинало высыпаться из колоса. Жатва начиналась и кончалась на всех полях одновременно. А в конце, обязательно оставляли несколько перевязанных колосьев на поле, в знак благодарности за добрый урожай. В честь собранного урожая в деревне устраивали праздник.
Пестунья
Так называли девочку, которой было поручено нянчить младших, когда все в семье были заняты хозяйственными делами. К своим обязанностям девочки относились очень ответственно. Следили, что бы малыши были здоровы, веселы и довольны.
Синильщик
Синильщик занимался набойкой ткани и окрашиванием ниток. У каждого мастера была синильня – мастерская, расположенная на берегу реки или озера, в которой он работал со своими сыновьями. Синильщику приносили белые холсты, на которые он наносил узор с помощью набойных досок, с выложенным на них орнаментом. Часто, ему несли и мотки ниток, что бы их выкрасить в синий или черный цвет.
Скорняк
Так называли мастера по выделке меха и шитья из него зимней одежды. Слово «скорняк» происходит от общеславянского слова «скорья» - кожа, мех. В русской деревне они обычно занимались выделкой овчины. Шубы, полушубки и тулупы считались большой семейной ценностью. Они переходили по наследству от родителей к детям, внукам и правнукам. Скорняки так же выделывали и шкуры диких пушных животных, однако они шли на продажу. Крестьяне не носили верхнюю одежду из меха дорогих пушных зверей, предпочитая более дешевую овчину.
Смолокур
Смола нужна была для того что бы защитить изделия из дерева от гниения и сделать их водостойкими. Человек который добывал смолу назывался смолокур. Смолу получали путем ее выгонки из сосны в специальных смолокурнях, которые устраивали ближе к лесу. Смолокурение считалось тяжелой мужской работой, так как нужно было много силы и мастерства для того что бы выкорчевывать и колоть пни.
Табунщик
Выпасом лошадей в летнее время занимались обычно мальчики 10-13 лет. Они собирали всех деревенских лошадей в большой табун и угоняли на ночную пастьбу. Поездки в ночное был любимым развлечением подростков, они разводили костры, рассказывали страшные истории. А для хозяина леса – Лешего, оставляли кусок хлеба, соль и яйцо.
Алмазов Б. А. Удивительные кони : истории, рисунки и фотографии / Борис Алмазов ; [ил. П. В. Борозенец ; фото Ю. Н. Кузнецова, М. А. Кантемиров]. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. - 172 [1] с. : цв. ил.
Беловинский Л. В. Вещи ХХ века в рисунках и фотографиях / Леонид Беловинский ; худож. Кристина Валенкова. – Санкт - Петербург : Речь, 2016. - 110 с. : цв. ил.
Волкова Н. Профессии старой России в рисунках и фотографиях / Наталия Волкова, Василий Волков ; худож. Елена Жуковская. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. - 77 с. : цв. ил.
Климентов В. Л. Вперед, в космос! Открытия и достижения [Текст] / В. Климентов, Ю. Сигорская. – Санкт - Петербург ; Москва : Речь, 2016. - 111 с. : цв. ил.
Русские праздники / худож. Вера Павлова ; авт. текста Елена Левкиевская. - Москва : Дрофа-Плюс, 2008. - 143 с. : цв. ил. ; 34 см.