Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет сайта
Изображения
Межбуквенный интервал:
Виртуальный тур Тел. +7 (4722) 27-53-58

В. М. Шаповалов "Живая палитра" (10-11 лет)

Центральная детская библиотека МУК «ЦБС Ракитянского района»

Игротека для детей 10 - 11 лет

Владислав Мефодьевич Шаповалов «Живая палитра»

         Мы долго пробирались чащобой смешанного леса, пока впереди, за деревьями, не мелькнуло маленькое, тёмно-коричневой воды озерцо, похожее на палитру – овальную дощечку, которой пользуются художники для смешения красок.

         Палитра была сделана из чёрного стекла, на поверхность палитры осень набросала яркими мазками жёлтые листья, между листьями плавало голубое небо. Кое-где у берегов палитру проткнули уже подсохшие лозины камыша, белые запоздалые кувшинки сидели на темном стекле вразброс, удваиваясь перевёрнутым отражением.

         В тихой заводи меж лозин камыша, раскинув задние лапы, застыла изумрудно-зелёная лягушка. Она прогнулась брюшком ко дну, выставив пучеглазую морду из воды, и казалась неживой, как вся палитра.

Но вот где-то посредине из непроглядной бездны вынырнул линь. Он пустил пузырёк воздуха и отошел в коричневую глубину, а по цветной палитре пошел круг, шевельнув жёлтый лист, белоснежную кувшинку, изумрудную лягушку, зависшую между камышами.

Палитра ожила на мгновение и снова замерла жёлтым листом, фарфоровой кувшинкой, зелёной лягушкой, вырезанной из малахита, вобрав в себя небо и наши зачарованные лица.

Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной

Прочитайте текст.

  1. Какие чувства у вас вызвал текст?
  2. Какие знаки препинания чаще всего использует автор в тексте? Помогают ли они выразительному чтению текста?
  3. Командное чтение вслух на основе соревнования. Чье чтение понравилось больше и почему? Аргументируйте свой ответ.
  4. С чем схоже это произведение? (С пейзажем художника)
  5. С помощью каких слов автор говорит о нарисованном пейзаже, только словесном? («…яркими мазками…»)
  6. Какое время года описано в тексте? (Осень) А точнее, какая именно осень? (Ранняя осень)
  7. Почему этот рассказ называется «Живая палитра»?Что такое палитра? Как сам автор в тексте даёт определение слову «палитра»? Что это слово обозначает в толковом словаре С.И. Ожегова?

    (Палитра 1. Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски. 2. перен. Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. 3. перен. Совокупность выразительных средств художника. Богатая п. писателя)

  8. На сколько частей можно разделить текст? (5 частей)
  9. Озаглавьте каждую часть, стараясь использовать слова из текста.

1.       Озерцо, похожее на палитру.

2.      Яркие мазки палитры.

3.      Изумрудно-зелёная лягушка.

4.      Линь.

5.      Палитра ожила и снова замерла.

10. Из чего «была сделана» палитра? («Палитра была сделана из чёрного стекла…»).Что подразумевает автор под «чёрным стеклом»? (Водную гладь озера)

11. Кто был художником и рисовал на чёрном стекле? («Осень набросала яркими мазками жёлтые листья…»)

12. Из каждой части выберите ключевые или опорные слова (они помогают пересказать каждую часть текста).

1ч.: пробирались чащобой, мелькнуло озерцо, похожее на палитру.

2 ч.: палитра сделана из чёрного стекла, осень набросала яркими мазками, проткнули лозины камыша, кувшинки сидели на тёмном стекле.

3 ч.: застыла изумрудно-зелёная лягушка, прогнулась брюшком ко дну, казалась неживой.

4 ч.: вынырнул линь, пустил пузырёк, отошёл в глубину, пошёл круг.

5 ч.: палитра ожила, снова замерла, вобрав в себя небо и лица.

13. К какому типу речи можно отнести данный текст: повествованию, описанию, рассуждению? (описанию)

14. К какому жанру относится данный текст? (короткий рассказ, зарисовка)

15. Найти в толковом словаре С.И. Ожегова толкование слов:

чащоба (Чаща леса. Чаща. Густой частый лес, заросль);

заводь (Заводь. Небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением);

изумрудный, изумруд (Изумруд. Прозрачный драгоценный камень ярко-зеленого цвета. Прил. Изумрудный);

бездна (Бездна. 1. Очень глубокая пропасть пучина. Морская бездна. 2. Перен. чего. Огромное количество (разг.) Бездна дел, бездна премудрости);

Фарфоровый, фарфор (Фарфор. 1. Минеральная масса из лучших сортов белой глины, каолина. Ваза из фарфора. 2. Собир. Изделия, посуда из такой массы. Коллекция фарфора. Прил. фарфоровый;

малахит (Малахит. Непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета. Прил. малахитовый).

16. Что такое смешанный лес?

17. Что такое озерцо? (Небольшое озеро)

18. Как вы понимаете выражение «…между листьями плавало голубое небо»? (Голубое небо отражалось в зеркале воды)

19. Что значит «запоздалые кувшинки»? (Кувшинки цветут в мае - июне, но иногда до первых заморозков)

20. Как вы понимаете выражение «удваиваясь перевёрнутым отражением»? (Кувшинки отражались в зеркале воды и получалось на палитре их по две)

21. В каком значении употреблено слово проткнули в что «уже подсохшие лозины камыша» проткнули палитру у берегов? (Прокололи глубоко насквозь)

22. Назовите краски, с помощью которых автор рисует нам красоту осеннего озера. (жёлтые листья, голубое небо, изумрудно-зелёная лягушка, белоснежная кувшинка и др.)

23. Подберите синонимы (слова, имеющие одинаковое значение)к следующим словам:

непроглядной (бездны) (тёмной, мрачной, мглистой, сумрачной)

зачарованные (лица) (застывшие, восторженные, увлечённые)

белоснежную (кувшинку) (безукоризненно белую, ослепительно белую, белую, фарфоровую)

изумрудную (лягушку) (зелёную, ярко-зелёную)

Составьте устно предложения со словами «непроглядный, зачарованный, белоснежный, изумрудный».

24. Найдите в тексте синонимы (слова, имеющие одинаковое значение) они являются текстовыми синонимами). (Белоснежная кувшинка – фарфоровая кувшинка; изумрудно-зелёная лягушка – изумрудную лягушку, зелёной лягушкой, вырезанной из малахита; из чёрного стекла – на тёмном стекле)

25. Найдите в последней части текста антонимы (слова с противоположным значением). (Ожила – замерла)

26. Восстановите разрушенный текст

Мы долго пробирались чащобой смешанного леса, пока впереди, за деревьями, не мелькнуло маленькое, тёмно-коричневой воды озерцо, похожее на палитру – овальную дощечку, которой пользуются художники для смешения красок.

В тихой заводи меж лозин камыша, раскинув задние лапы, застыла изумрудно-зелёная лягушка. Она прогнулась брюшком ко дну, выставив пучеглазую морду из воды, и казалась неживой, как вся палитра.

Но вот где-то посредине из непроглядной бездны вынырнул линь. Он пустил пузырёк воздуха и отошел в коричневую глубину, а по цветной палитре пошел круг, шевельнув жёлтый лист, белоснежную кувшинку, изумрудную лягушку, зависшую между камышами.

Палитра ожила на мгновение и снова замерла жёлтым листом, фарфоровой кувшинкой, зелёной лягушкой, вырезанной из малахита, вобрав в себя небо и наши зачарованные лица.

         Палитра была сделана из чёрного стекла, на поверхность палитры осень набросала яркими мазками жёлтые листья, между листьями плавало голубое небо. Кое-где у берегов палитру проткнули уже подсохшие лозины камыша, белые запоздалые кувшинки сидели на темном стекле вразброс, удваиваясь перевёрнутым отражением.

27. Вставьте пропущенные слова из текста по памяти

Мы долго пробирались ______ смешанного леса, пока впереди, за деревьями, не мелькнуло маленькое, тёмно-коричневой воды _______, похожее на ______ – овальную дощечку, которой пользуются художники для смешения красок.

         ______ была сделана из чёрного ______, на поверхность палитры _______ набросала яркими мазками жёлтые листья, между листьями _____ голубое небо. Кое-где у берегов палитру ______ уже подсохшие лозины камыша, белые запоздалые _______ сидели на темном стекле вразброс, ______ перевёрнутым отражением.

         В тихой заводи меж лозин камыша, раскинув задние лапы, _______ изумрудно-зелёная ________. Она ________ брюшком ко дну, выставив пучеглазую морду из воды, и казалась _________, как вся палитра.

Но вот где-то посредине из непроглядной бездны вынырнул ______. Он пустил ________ воздуха и отошел в коричневую _________, а по цветной палитре пошел_______, шевельнув жёлтый______, белоснежную _______, изумрудную ________, зависшую между камышами.

Палитра _______ на мгновение и снова ________ жёлтым листом, фарфоровой _______, зелёной ______, вырезанной из малахита, вобрав в себя _____ и наши зачарованные _______.

 

28.Шифрограмма

Найдите среди букв слова из текста, определите, к какой части речи они относятся?

Н О Е С Ь Ш К Г Ч У Ф ВП А Л И Т Р АХ Ц З Д М ЩЖ И В А ЯР Н Ы

Составьте из этих букв слова, которые встречаются в тексте (заметьте, некоторые буквы повторяются)

Ответ: живая палитра

 

29. Вспомните названия стихотворений русских поэтов об осени. («Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») А.С. Пушкин, «Унылая пора, очей очарованье» А.С. Пушкин, «19 октября» А.С. Пушкин, «Осень» К. Бальмонта, «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев, «Осенний вечер» Ф. Тютчев, «Листопад» И. Бунин, «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенин, «Отговорила роща золотая» С. Есенин, «Славная осень!» Н. Некрасов, «Осень» А. Фет, «Кроет уж лист золотой» А. Майков и др.)

Пейзажи каких художников об осени вы знаете? (Исаак Левитан «Золотая осень», В Поленов «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень», И.Е. Репин «Осенний букет», С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда»)

30. На основании данного текста нарисуйте пейзаж. Постарайтесь точно передать все краски осенней живой палитры и настроение автора.

31. Вам понравилась «Живая палитра»?

32. А почему палитра живая?(Она настоящая, на ней изображена живая природа).

33. Вы сказали, что автор изобразил в своей зарисовке раннюю осень. А какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

34. Ребята, вам понравился рассказ? Что особенно понравилось? Как вы думаете, легко ли автору было создавать такое произведение! Что нужно для того, чтобы написать такой рассказ?(Надо иметь языковое чутьё, большой словарный запас, иметь талант, быть настоящим мастером слова)

35.Прочитайте рассказы Владислава Мефодьевича Шаповалова, и вы убедитесь в том, что всё его творчество – это яркая живая палитра настоящего художника слова! (Обратить внимание на книжную выставку «Живая палитра» Владислава Шаповалова, посвященную творчеству писателя).

 

Добродомова В.Н., главный библиотекарь

методического отдела по работе с детьми

 

ФОТОМАТЕРИАЛЫ  «Картины художников про осень»