Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет сайта
Изображения
Межбуквенный интервал:
Виртуальный тур Тел. +7 (4722) 27-53-58

М. Попорков "Гроза" (8-10 лет)

Центральная детская библиотека МУК "ЦБС Краснояружского района"

 

Игротека для детей 8-10 лет

М. Папорков «Гроза» из книги «С любовью к природе»

Цель: Вызвать у детей глубокие совместные переживания, возбудить потребность в духовном общении с окружающим миром. 

На небе ни облачка. День становится нестерпимо жарким. Сильно парит. Душно. Термометр в тени показывает 30 градусов. На небе появились облака, они начали расти прямо на глазах, образуя причудливые формы. Вот уже скрылось солнце. Медленно поднимается зловещая свинцово-серая туча с белыми пенистыми краями. Все птицы смолкли, пчелы собрались в ульях, муравьи ушли внутрь куч. В теплом воздухе, напоенном ароматом цветов и свежескошенного сена, наступила тишина. Вдалеке блеснула молния, и прогремел гром. Приближалась гроза... Поднялся ветер. Деревья зашумели, и крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, грянул оглушительный гром, и начался теплый сильный ливень. Сверкали молнии, оглушительные  раскаты грома слышались беспрерывно. Дождь то затихал, то усиливался. Гроза бушевала с полчаса, а потом как-то неожиданно все кончилось, ливень прекратился, подул ветер, прогнал тучу, небо прояснилось и стало синим, а воздух - легким и прозрачным... Грозы как не бывало.

Повсюду журчат и сверкают ручьи. Каплями дождя блестят на солнце свежевымытые травы и листья. Кругом опять зазвучал хор птичьих голосов.

Пчелы снова летят за нектаром, муравьи выбрались на поверхность купола муравейника и продолжают работу. Всюду снова началась деятельная жизнь.

Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной

1. Прогноз по названию

В начале текст вслух читает библиотекарь (можно попросить прочитать текст детей, кто хорошо читает), потом сами ребята читают его 2 раза.

2. Вопросы и задания к тексту:

2.1. Что такое гроза?

2.2. Почему рассказ назван «Гроза»? Придумайте свое название.

2.3. Сколько раз упоминается в тексте слово «Гроза»? (3 раза)

2.4. Вспомните слова, которыми автор рассказывает нам о грозе.

2.5. Вспомните слова, которыми автор рассказывает нам о природе, когда гроза закончилась?

2.6. Выберите карточки со словами по трем группам:

1 какая погода была до наступления грозы,

2 во время грозы и 3 после грозы.

(Заготавливаем карточки со словами:

ни облачка, нестерпимо жарко, сильно парит, душно.  появились облака,  облака росли, образуя причудливые формы, скрылось солнце. поднимается зловещая свинцово-серая туча, птицы смолкли, пчелы собрались в ульях, муравьи ушли внутрь куч, теплый воздух, наступила тишина. блеснула молния,  прогремел гром. поднялся ветер. деревья зашумели, капли резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, грянул оглушительный гром,  теплый сильный ливень. раскаты грома, беспрерывно. Дождь то затихал, то усиливался,  бушевала с полчаса,   неожиданно все кончилось, ливень прекратился, подул ветер, прогнал тучу, небо прояснилось, стало синим,  воздух легкий и прозрачный, журчат и сверкают ручьи. блестят на солнце, свежевымытые травы и листья. зазвучал хор птичьих голосов.)

Можно предложить по карточкам восстановить текст близко к авторскому и прочитать свой вариант рассказа.(тогда не обязательно выполнять задание по восстановлению разрушенного текста)

2.7. Что произошло в природе, когда гроза прошла?

2.8. Кто видел грозу? Что вы при этом чувствовали? (Смятение души, страх, удивление, замирание сердца)

2.9. Гроза прошла, какое настроение возвращается? (Успокоение, тихая радость, умиротворение, покой)

2.10. Вспомните произведения, в которых встречается слово гроза. (А.С. Пушкин «Туча», Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», В.Я. Брюсов «Перед грозой»)

2.11. Вспомните картины художников, в которых изображена гроза. (К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», И.И. Шишкин «Перед грозой»). Можно показать репродукции картин детям.

3. Восстанови разрушенный текст:

1) Повсюду журчат и сверкают ручьи. Каплями дождя блестят на солнце свежевымытые травы и листья. Кругом опять зазвучал хор птичьих голосов.

2) На небе ни облачка. День становится нестерпимо жарким. Сильно парит. Душно. Термометр в тени показывает 30 градусов. На небе появились облака, они начали расти прямо на глазах, образуя причудливые формы. Вот уже скрылось солнце. Медленно поднимается зловещая свинцово-серая туча с белыми пенистыми краями. Все птицы смолкли, пчелы собрались в ульях, муравьи ушли внутрь куч. В теплом воздухе, напоенном ароматом цветов и свежескошенного сена, наступила   тишина. Вдалеке блеснула молния, и прогремел гром. Приближалась гроза... Поднялся ветер. Деревья зашумели, и крупные капли дождя   резко   застучали,   зашлепали  по   листьям, свернула молния, грянул оглушительный гром, и начался теплый сильный ливень. Сверкали молнии, оглушительные  раскаты грома слышались беспрерывно. Дождь то затихал, то усиливался. Гроза бушевала с полчаса, а потом как-то неожиданно все кончилось, ливень прекратился, подул ветер, прогнал тучу, небо  прояснилось  и  стало   синим,   а  воздух  - легким и прозрачным... Грозы как не бывало.

3) Пчелы снова летят за нектаром, муравьи выбрались на поверхность купола муравейника и продолжают работу. Всюду снова началась деятельная жизнь.

4. Работа со словарем:

Можно посмотреть Этимологический словарь русского языка и узнать о происхождении  слова «Гроза».

(Исходное значение слова – «страх, ужас». Слово древнее, общеславянское, но перенос на название атмосферного явления произошел только в русском языке.)

5. Подберите однокоренные и родственные слова к слову «Гроза»:

(Грозы, грозно, угроза, грозозащита, грозить, грозоотметчик, грозненосец, грозцы, грозный, грозность, грозовая)

6. Вспомните загадки о грозе. Можно придумать самостоятельно загадки.

1) Вот по небу мчится конь —

Из-под копыт летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

 

2) Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи и полила.

7. Вспомните пословицы и поговорки о грозе.

(Гроза бьет по высокому дереву.

Гроза в лес не гонит.

И гроза не всякому грозна.

До первой грозы лягушки не квакают.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись!)

8. Прочитать скороговорку сначала медленно, потом быстро:

Гроза грозна, грозна гроза.

В небе гром, гроза – закрывай глаза.

9. Шифрограмма: найдите среди букв слова из текста:

МРОТСИПВКАХЖГРОЗАПРЕДБЬШАМОЛНИЯУКЕНВБОРГРОМФУЦСМИ

Ответ: гроза, молния, гром.

10. Продолжи ряд синонимов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее  значение. При возникновении затруднений можно воспользоваться Словарем синонимов русского языка:

жаркий,…               (жгучий, пламенный, знойный, раскаленный)

крупный….            (большой, видный, заметный, знаменитый)

теплый,…              (живой, радушный, южный, приветливый)

зловещий,…         (мрачный, пессимистический, безнадежный, навлекающий)

причудливый,…   (странный, непонятный, затейливый, замысловатый)

деятельный ,…     (активный, энергичный, творческий, деловой)

11. Вставьте пропущенные слова:

Повсюду журчат и сверкают ______. Каплями дождя ________ на солнце ____________ травы и листья. Кругом опять зазвучал хор птичьих __________.

Пчелы снова летят за __________, муравьи выбрались на поверхность купола ____________ и продолжают работу. Всюду снова началась _________ жизнь.

Пропущенные слова: ручьи, блестят, свежевымытые, голосов, нектаром, муравейника, деятельная.

12. Отгадай загадки и найди предложения в тексте, где встречаются слова-отгадки.

Черно-желтые, полосатые,

В домике живут ребята.

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны.    (Пчёлы)

 

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий — весь день хлопочет,

Дом повыше построить хочет.    (Муравьи)

 

Загремит, бабахнет, ухнет,

Расшумится, стукнет, бухнет,

Расстарается, как может,

Тучка удивится тоже.    (Гром)

 

Огненосная стрела

Дуб свалила у села.   (Молния)

 

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ...(Дождь)

 

Дополнительное задание: можно нарисовать иллюстрации  к рассказу и сделать в библиотеке выставку рисунков. Или сделать фотографии природы до наступления грозы, во время грозы и после грозы и сделать фотовыставку.

Список использованной литературы:

Плешакова, Г.В. Уроки нравственного здоровья : пособие для учителей / Г.В. Плешакова; З.В. Анисимова; Н.Г. Дмитриева. – М. : ИПО «Полигран», 1994. – 144 с.

Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы / худож. В. Дугин. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 208 с. : ил.

Поэты Серебряного века : стихотворения. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 64 с. – (Внеклассное чтение).

Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. – 427 с.

Шведов, С.М. Словарь синонимов русского языка для школьников / С.М. Шведов. – Минск: Современное слово, 2003. – 480 с.

Автор: В.А. Ельцова – и.о. зам. директора по работе с детьми

ФОТОМАТЕРИАЛ «Картины про грозу»