Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет сайта
Изображения
Межбуквенный интервал:
Виртуальный тур Тел. +7 (4722) 27-53-58

А. М. Волков "История Гудвина" ("Волшебник Изумрудного города", детям 8-10 лет)

МКУК «Чернянская районная детская библиотека»

Игротека для читателей 8 - 10 лет

А.М. Волков "Волшебник Изумрудного города"

Волков, А.М.  Волшебник Изумрудного города: Сказочная повесть /А.М.Волков// М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 176 с.

 

Текст

История Гудвина

Усадил гостей в мягкие кресла и начал:

-Зовут меня Джеймс Гудвин. Родился в Канзасе…

- Как?! – удивилась Элли. – И вы из Канзаса?

- Да, дитя моё! – вздохнул Гудвин. – Мы с тобой земляки. Я покинул Канзас много-много лет назад. Твоё появление растрогало и взволновало меня, но я боялся разоблачения и послал тебя к Бастинде. – он со стыдом опустил голову. – Впрочем, я надеялся, что серебряные башмачки защитят тебя. и, как видишь, не ошибся… Но вернёмся к моей истории. В молодости я был актёром, играл царей и героев. Убедившись, что это занятие даёт мало денег, я стал баллонистом…

-Кем? – не поняла Элли.

- Бал-ло-ни-стом. Я поднимался на баллоне, то есть на воздушном шаре, наполненном лёгким газом. Я это делал для потехи толпы, разъезжая по ярмаркам. Свой баллон я всегда привязывал верёвкой. Однажды верёвка оборвалась, мой баллон подхватило ураганом, и он помчался неведомо куда. Я летел целые сутки, пронёсся над пустыней и огромными горами и опустился в Волшебной стране, которую теперь называют страной Гудвина. Отовсюду сбежался народ и, видя, что я спускаюсь с неба, принял меня за Великого Волшебника. Я не разубеждал этих легковерных людей. Наоборот, я вспомнил роли царей и героев и сыграл роль волшебника довольно хорошо для первого раза (впрочем, там не было критиков!) Я объявил себя правителем страны, и жители подчинились мне с удовольствием. Они ожидали моей защиты от злых волшебниц, посещавших страну. Первым делом я построил Изумрудный город.

- Где вы достали столько зелёного мрамора? – спросила Элли.

- И изумрудов? – добавил Страшила.

- И столько всевозможных зелёных вещей? – спросил Железный Дровосек.

- Терпение, друзья мои! Вы скоро узнаете все мои тайны, - сказал Гудвин, улыбаясь. – В моём городе не больше зелёного, чем во всяком другом. Тут всё дело, - он таинственно понизил голос, - всё дело в зелёных очках, которые никогда не снимают мои подданные.

-Как? – вскричала Элли. – Значит, мрамор домов и мостовых…

- Белый, дитя моё!

-А изумруды? – спросил Страшила.

- Простое стекло, но хорошего сорта! – гордо добавил Гудвин. – Я не жалел расходов. И потом, изумруды на башнях города – настоящие. Ведь их видно издалека.

   Элли и её друзья удивлялись всё больше и больше. Теперь девочка поняла, почему ленточка на шее Тотошки стала белой, когда они покинули Изумрудный город.

   А Гудвин спокойно продолжал:

- Постройка Изумрудного города продолжалась несколько лет. Когда она окончилась, мы имели защиту от злых волшебниц. Я был в то время ещё молод. Мне пришло в голову, что если я буду близок к народу, то во мне разгадают обыкновенного человека. А тогда кончится моя власть. И я закрылся в тронном зале и прилегающих к нему комнатах. Я прекратил сношения со всем миром, не исключая и моих прислужников. Я завёл принадлежности, которые вы видели, и начал творить чудеса. Я присвоил себе торжественные имена Великий и Ужасный. Через несколько лет народ забыл мой настоящий облик, и по стране пошли обо мне всевозможные слухи. А я этого и добивался, и всячески старался поддержать свою славу великого чародея.

 

Вопросы и задания к тексту.

 

Задание 1. Прогноз по названию. (Что можно предположить, прочитав название этой сказочной повести? О ком и о чем может идти речь?)

Задание 2. Работа с текстом главы «История Гудвина».

1.1.    Чтение вслух одним участником. Все остальные читают молча, следуя по тексту за читающим вслух. Читают до слов: « А  я этого и добивался и всячески старался поддержать свою славу великого чародея».

1.2.  Найти в тексте предложения, объясняющие, как жители встретили Гудвина, почему приняли его, как правителя.

1.3  Как из текста можно понять, что Гудвин был на самом деле хорошим и совестливым человеком? 

Ответ: появление Элли «растрогало и взволновало» его; говоря о том, что послал её к Бастинде,  «со стыдом опустил голову»; он в самом деле защитил жителей от злых волшебниц, построив Изумрудный город.

1.4. Почему Гудвин не сказал жителям Волшебной страны, что он обыкновенный человек?    

Ответ: Боялся, что если в нем разгадают обыкновенного человека, то кончится его власть, ему придется покинуть Волшебную страну, поэтому он всячески поддерживал свою славу великого чародея.

1.5  Прочитать по ролям отрывок от слов « Первым делом я построил изумрудный город» и заканчивая предложением «Ведь их видно издалека» (автор, Гудвин, Элли, Страшила, Железный Дровосек).

Задание 3. Вопросы, направленные на прогнозирование содержания произведения:

-  Гудвин на самом деле был волшебником?

- Как ему удалось получить такое звание?

Задание 4.  Почему же автор назвал повесть «Волшебник Изумрудного города»?

Совпал ли прогноз содержания повести, данный читателями?

Почему «да» или «нет»?

 

Лингвистический практикум:

1.Объяснить слова «волшебник», «изумруд»,  «земляки», «растрогало», «разоблачение», «мрамор», «разубеждать»

Ответы:

Волшебник – колдун, чародей                  

Колдовство – таинственные приемы, с помощью которых воздействуют на силы природы, людей, животных

Изумруд – прозрачный драгоценный камень ярко-зеленого цвета

Земляки – люди, живущие в одной местности

Растрогать – приятно взволновать, заставить расчувствоваться

Разоблачить – открыть, обнаружить чьи-либо тайные замыслы, враждебные планы, обман

Мрамор – твердый камень известковой породы

Разубедить – доводами заставить изменить прежнее убеждение или намерение

2.Подобрать синонимы к словам волшебник,  растрогало,

Ответы:

Волшебник – колдун, чародей

Растрогало – взволновало

3.Подобрать антонимы к словам волшебный, легковерный, поддельные

Ответы:

Волшебный – обыкновенный

Легковерный – недоверчивый

Поддельные -настоящие

4.Где найти помощь в правильности выполнения заданий? (Ответ: в толковых словарях, словаре синонимов, словаре антонимов)

5. Шифрограмма: найти среди букв слова из текста.

ЧЖЕОЗГУДВИНТРЫСГЭЛЛИПРОУЦЙВОЛШЕБНИКГОХДЖКАРВИНС

Ответ: Гудвин, Элли, волшебник

6. Словесное рисование.

Какие иллюстрации можно нарисовать к главе «История Гудвина»? Подтвердить отрывками из текста.

7. Объяснить, как понимаете это выражение американского писателя Стивена Кинга:

«Книги — это невероятное волшебство, которое можно носить с собой»

Заключение

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение?

- Какие чувства, мысли, образы возникали у вас в процессе чтения этой главы?

- Предположите, что могло бы случиться с Гудвином и жителями Волшебной страны, если бы Элли с друзьями не помогла им?

- Какой вывод можно сделать на основе чтения и коллективных рассуждений?

 

Составила задания для игротеки  - заведующая сектором развития библиотечного дела МКУК «Чернянская РДБ» - Ивченко Ирина Леонидовна